Интервью

«Благодатное Небо» православного барда / сентябрь 2008

«Так вот твой Киев действительно является небом.
И к этому небу ты почаще прибегай ради молитв святых печерских,
которые могут испросить тебе и то,
обещанное святым по смерти, небо».
Православный богослов

...Архитектор, автор-исполнитель, основатель Клуба православной песни и творчества, директор Международного фестиваля авторской песни «Благодатное Небо»… Наше знакомство с Алексеем Ахаимовым состоялось несколько лет назад в Ольгинском храме после творческого вечера, посвященного православной песне под гитару. Влюбившись в песни иеромонаха Романа, священника Олега Скобли, Жанны Бичевской, я пришла в надежде открыть для себя такие же таланты среди своих соотечественников. И Алексей со своими друзьями-музыкантами не разочаровали… Благодаря их усилиям в этом году авторы-исполнители со всех уголков Украины, а также православные гости из России, Беларуси, Молдовы приезжают в Киев на ІІ Международный фестиваль православной авторской песни. «Есть известная икона Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». Она у меня появилась, а потом последовала мысль так назвать фестиваль», - рассказывает Алексей. Название фестиваля вызывает также ассоциацию с Киево-Печерским монастырем, который издавна называли «киевским небом», «пещерным небом» или «дольним». Светилами этого «неба» были преподобные отцы Антоний и Феодосий Печерские, а планетами - монахи, подвизающиеся в пещерах. Символично, что первыми слушателями конкурсантов обычно оказываются именно печерские святые, так как отборочный тур проходит в одном из Лаврских корпусов. У каждого исполнителя своя история встречи с Богом, преодоления жизненных трудностей, борения со страстями... Кто-то пишет песни-молитвы, песни-проповеди, а иной раз услышишь песню-исповедь, песню-притчу или просто новую песню о сокровенном. Независимо от жанра, дух сердечного сокрушения и тихой радости от присутствия благодати Божьей передается от сердец поющих сердцам внемлющих. Подкупает искренность и глубина песен, в каждой из которых звучит боль и надежда человеческие… «Все, что мне нужно, - это несколько слов и место для шага вперед», - цитирует слова одного из своих любимых рок-музыкантов Алексей Ахаимов.

– Алексей, с чего началось творчество православного человека, у которого за спиной будни архитектора, протестантский опыт...?

– Припоминаю один интересный случай из университетских времен: речь шла о ландшафтной архитектуре, и преподаватель приводил нам в пример буддистов, которые ценят каждый кусочек земли, создают уютные чистые парки, а в наших парках почему-то все время грязно, валяются недокуренные сигареты или бутылки из-под пива. Тогда я заметил уважаемому профессору, что в наших монастырях тоже очень красиво, все органично (рекомендую уникальные фото Киево-Печерской Лавры). Колокольный звон, храмовая архитектура, ландшафт монастырской обители – это наше богатство, которое ничем не хуже буддистского, но мы про это забываем… В то время я был еще в протестантской среде, но интуитивно, наверно, Господь давал почувствовать, к чему следует стремиться – к чему-то более основательному, правдивому. Со временем я стал видеть, что в православии все намного сложнее, духовный уровень людей серьезней. Когда был протестантом, то думал, что уже спасен, а, послушав проповеди профессора А. Осипова, ощутил, что моя самоуверенность куда-то пропала. Три года я не брал в руки гитару. Ходил в храм, причащался Христовых Тайн, пономарил в алтаре, читал сочинения святого Иоанна Кронштадтского, митрополита Антония Сурожского, других отцов Церкви. К слову, фестиваль «Благодатное небо» проходит в честь преподобного Силуана Афонского, известного автора псалмов и молитв.

– Что побуждает человека брать в руки гитару, писать песни?..

– Вдохновляет ощущение благодати, когда пишешь про что-то, связанное с самым дорогим и любимым; когда делаешь открытие… Когда приходят первые слова новой песни. Ведь с тех пор, как люди были изгнаны из рая, они не перестают искать небесную музыку, которую они потеряли. Потому самые лучшие песни обычно пишутся в самые нелегкие жизненные моменты. Как говорил известный рок-бард Александр Башлачев, сначала в душе поэта «рождается плач», я бы сказал, плач о потерянной гармонии в этом мире, а потом уже песня. Проблемы, испытания, скорби – в такие минуты сам себе не нравишься и понимаешь, что, если сейчас не перешагнешь через второстепенное, неглавное, ничего в твоей жизни не изменится. Может быть, именно поэтому православных бардов иногда обвиняют в чрезмерном миноре. Только ведь православный человек должен грусть и скорбь воспринимать несколько иначе: например, внезапное появление монаха скорее всего вызовет невеселые чувства, так как он является живым напоминанием о покаянии, о наших грехах, но в нем можно разглядеть и скрытую радость, напоминание о вечности, свете… Мне хочется выслушать каждого исполнителя, который участвует в нашем фестивале, пускай даже многие песни покажутся грустными на первый взгляд. Главное – это какая атмосфера царит на наших концертах, дух нашего общения, Пасхальная радость.

– Возможно ли, что песня требуется тогда, когда не хватает молитвы?

– Да, но нужно учиться молиться, молиться правильно. «Хвалите Господа на псалтири и гуслях», - говорит нам царь Давид. Высшим в церковном богослужении является просто молитвенное пение – пение без инструментов, а самой совершенной молитвой – особое обращение человеческого сердца к Богу, может быть, даже без слов. Я задавал себе вопрос, каково мне будет, если у меня отнять гитару. Неужели без гитары я не смогу?.. Но я понял: самое главное, какими бы ни были наши песни и на чем бы мы не играли, в этой жизни научиться молиться, исполнять волю Творца, чтобы самому стать инструментом в руках Божьих.

Беседовала Юлия Морозюк

для газеты Свято-Ольгинской церкви в Киеве.